По версии следствия, 2 декабря Владимир Бессонов подрался с двумя сотрудниками правоохранительных органов на массовой акции в Ростове-на-Дону. Сотрудники полиции якобы пытались пресечь попытки нарушения общественного порядка и в итоге получили телесные повреждения, а также повредили свою форменную одежду.
В Госдуме звучат призывы к совести
Без разрешения Госдумы возбудить дело и начать расследование правоохранительные органы не могут. Пока была проведена лишь доследственная проверка, и к качеству ее проведения у депутатов оппозиционных фракций в Госдуме есть претензии. А потому сегодня несколько членов нижней палаты парламента — коммунисты и справоросы — пытались снять этот вопрос с рассмотрения. Он стоял в повестке дня под вторым номером и был фактически первым рабочим вопросом (первым традиционно идет голосование по самой повестке).
Коммунист Николай Иванов назвал дело заказным, а сам вопрос — знаковым, поскольку «со времен царского парламентаризма впервые депутатской неприкосновенности может лишиться человек не за преступления, а за исполнение своих обязанностей». Его однопартиец Виктор Коломейцев заявил, что доследственная проверка длилась семь месяцев после инцидента, за это время были допрошены только шесть сотрудников полиции, из которых двое — потерпевшие. 20 других участников не опрашивались, указывает Коломейцев. Медицинское освидетельствование потерпевших проводилось не сразу, а только спустя восемь дней после того, как Бессонов их якобы избил.
Михаил Сердюк («Справедливая Россия») заявил, что если депутаты проголосуют за лишение Бессонова неприкосновенности, то это будет выстрел в собственную совесть. «Когда-то все мы остаемся с ней один на один», — заявил он.
Ожидалось, что на заседании выступит генеральный прокурор Юрий Чайка, однако вместо него с докладом выступал его первый заместитель Александр Буксман. Он рассказал суть дела и уточнил, что депутаты 2 декабря в Ростове-на-Дону проводили несанкционированную местными властями массовую акцию. Сотрудники правоохранительных органов «действовали правомерно» и попытались призвать митингующих разойтись. Однако на полицейских никто в толпе не реагировал. Тогда один из полицейских «попытался отключить звукоусиливающее оборудование, а Бессонов стал отталкивать его от аппаратуры, схватив за шею, после чего полицейский упал на ступени. Спустя некоторое время приехал начальник местной полиции и снова предпринял попытку выключить колонки. Но Бессонов, как утверждает Буксман, стал отталкивать и его и ударил полицейского по лицу.
Все происходящее снималось на камеру, два DVD-диска сейчас находятся в распоряжении следствия (видеоролик с потасовкой доступен и на Youtube). Все свидетели, как утверждает Буксман, допрошены. Во время осмотра места происшествия со ступеней здания, у которого собирались митингующие, в последствии собрали звезды с погон полицейских.
«Крайне опасный прецедент»
Сам Бессонов — он также выступил на заседании — утверждает, что он никого не бил. По его словам, полиция вела себя агрессивно, а сам он, напротив, во время проведения акции призывал собравшихся «Стоим спокойно, не реагируем на провокации». Акция не требовала согласования, поскольку это была встреча избирателей с депутатами, а сам он по состоянию на 2 декабря депутатским статусом не обладал, а значит, мог быть задержан на месте.
Бессонов уверен, что дело, которое пытаются против него возбудить, является заказным. «Создается крайне опасный прецедент — исполнительная власть пытается подавить законодательную», — говорит он.
Кроме того, сейчас правоохранительные органы в рамках этого дела пытаются массово сфальсифицировать документы, уверяет Бессонов. А лишение его неприкосновенности — это попытка оправдать эти действия. Депутат утверждает, что встретил начальника полиции, который проходит по делу потерпевшим, через несколько дней. Тот был с синяком под глазом. «Я спросил его «Что случилось?» и он мне ответил: «Я же занимаюсь рукопашным боем, и там получил травму».
«Как бы … любим, помним, скорбим»
Лишение депутатской неприкосновенности для Госдумы — редкость. В последний раз депутаты решали такой вопрос в ноябре 2010 года. Тогда речь шла о члене фракции ЛДПР в Госдуме Ашоте Егиазаряне.
В ноябре 2010 года Госдума проголосовала за лишение Егиазаряна неприкосновенности, а в марте 2011 года дала согласие на его заочный арест.
В настоящее время против него возбуждено два уголовных дела. Первое — по статье о мошенничестве — было возбуждено в ноябре 2010 года. Второе — тоже о мошенничестве на 5,96 млрд рублей — в марте этого года.
По делу Егиазаряна в июне этого года проводились обыски в торговом центре «Европарк» на Рублевском шоссе. В Республиканском банке в том же месяце прошла так называемая выемка документов.
Оппозиция в Госдуме была настроена против лишения Бессонова неприкосновенности. Лидер ЛДПР Владимир Жириновский вспомнил, как его самого пытались лишить депутатской неприкосновенности, а также напомнил историю с лишением неприкосновенности Ашота Егиазаряна.
«Это самый неприятный пункт повестки дня. Хорошо, что мы такие вопросы рассматриваем раз в три года. Так что, Владимир Иванович, как бы … любим, помним, скорбим», — заявил Жириновский под смех зала.
Депутаты «Единой России», напротив, поддержали лишение неприкосновенности Бессонова. Депутат «ЕР» Владимир Васильев, который возглавил специально созданную рабочую группу по этому вопросу, заявил, что основания для возбуждения уголовного дела есть. А все претензии по поводу качества доследственной проверки сняты. Госдума будет требовать лишить Бессонова неприкосновенности «только в части возбуждения уголовного дела», — заверил сегодня глава комитета ГД по регламенту и организации работы Думы Ильдар Габдрахманов («ЕР»). Это означает, по его словам, что следственные органы могут провести с Бессоновым все действия, кроме обыска и ареста. Кроме того, они будут обязаны раз в месяц информировать Госдуму о ходе следствия.
«Неприкосновенность — это не способ ухода от ответственности и не способ совершения преступления без наступления наказаний. Мы должны дать следствию возможность провести расследования. Я не понимаю, почему он [Бессонов] так переживает по поводу частичного снятия с него неприкосновенности. Зачем необходимо было уходить от взаимодействия со следствием?» — пояснил позицию своей партии заместитель председателя Госдумы, единоросс Сергей Железняк.
Гибкий подход
«Дело Бессонова» может стать сигналом для остальных депутатов и послужить доказательством «гибкого подхода» депутатов к вопросу о лишении депутатской неприкосновенности, говорит BFM.ru политолог Евгений Минченко, глава компании «Минченко консалтинг».
«Госдума очень гибко подходит к депутатской неприкосновенности. К примеру, когда был запрос по поводу Рифата Шайхутдинова [экс-депутат ЛДПР, Генпрокуратура обвиняла его, в частности, в преднамеренном банкротстве Главного агентства воздушных сообщений гражданской авиации – BFM.ru], то его депутатской неприкосновенности не лишили. А после того, как закончился срок его депутатских полномочий, закончился и срок давности по всем делам, которые против него были возбуждены. Оппозиция сейчас выступает против лишения Бессонова неприкосновенности, потому что исходит из того, что сегодня с одного сняли, а завтра с кого угодно могут снять», — подытожил политолог